Россериал

 
 
ОЛОНХО - ДРЕВНИЙ ЭПОС ЯКУТОВ


На обширных пространствах северо-востока Советского Союза живет немногочисленный народ тюркского происхождения - якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек. Якуты в настоящее время относятся к коренным жителям Якутской Автономной Советской Социалистической Республики.
Современная Якутия, как и все национальные республики Советского Союза, - цветущая социалистическая республика с развитой промышленностью (особенно добывающей), с крупным коллективизированным и механизированным сельским хозяйством, широко развитым воздушным транспортом.
В Якутии - крае сплошной грамотности - имеются университет, филиал Академии наук СССР со многими институтами, национальные и русский театры, музеи, широкая сеть библиотек, клубов, кинотеатров и т. д. Здесь возникли новые промышленные центры (Алдан, Мирный и другие).
В крупные индустриальные и культурные центры превратились старые города, прежде всего - столица республики гор. Якутск.
Среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.
Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.
Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в, и закончился около XIV-XV вв.
Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жи-ли в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные вре-мена еще где-нибудь в другом месте?
Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая.
Легендарные предки якутов - курыканы1 упоминаются в орхонских надписях VI-VIII вв. Как видно из содержания их героического эпоса, древние якуты занимались не только скотоводством, но и охотой, рыболовством.
Характерно, что рыболовством в эпосе занимаются те, кто ничего, кроме рыбы, не имеет, т. е. те, кого в позднейшие времена в исторической действительности назы-вали крайними бедняками - "балыксытами" ("рыболовами").
Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей.
Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль.
Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и "мирные" причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и ры-боловов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои - в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий.
Эти первые "переселенцы", должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве2.
Это вообще был разнородный элемент - не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный
якутский народ, называющий себя "саха" и давший свое имя Якутии3. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские - через смешанные браки.
Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него.
Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как "свои слова".
Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, "тэриэккэ" (тарелка), "хобордоох" (сковорода), "чааскы" (чашка).
Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть4.
Постепенно стал выдвигаться класс баев (богачей) и тойонов (господ). Произвол и гнет их был самый дикий и жестокий. Позднее к этому присоединился гнет царских чиновников, грабеж купцов.
Так дореволюционную свою жизнь якуты прожили под двойным гнетом - "своих" баев и царских чиновников и купцов.
Ко времени Октябрьской революции население было почти поголовно неграмотным. Письменности своей не было. Народ томился в нищете и бесправии, вымирал от голода и болезней. По словам одного дореволюционного ученого, голодал не только сам якут, его жена и дети, но даже голодала мышь в его амбаре.

_______________________________________
1 Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А. П. Окладников (см. особенно: История Якутской АССР, т. 1; А. П. Окладников. Якутия до присоединения к Русскому государству, М. - Л., 1955).
2 Этот-то бедный Эллей (а не богач Омогой), по преданию, и положил начало большинству якутских племен.
Этот сложный и тяжкий исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.
Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.
В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII - XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом "благородном разбойнике" Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам5. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками.
В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания "жизни и деятельности" предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.
Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.
Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10 - 15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.
Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: "бесчисленное множество". Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.
"Взаимопроникаемость" и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний.
Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. Встречаются общие элементы в именах героев (хаан - хан6, мерген, боотур и др.).
Постоянным элементом имени героини олонхо служит забытое современными якутами слово "куо". В эпосе других тюркских народов сходное слово "ко" означает "красавица".
К имени враждебного богатыря в олонхо иногда добавляется частица "алып" в значении "злой волшебник" (Алып Хара). Известно, что "алп", "алып" у тюркских народов означает "богатырь". Значит, тюркский "алп" ("алып") выступает в олонхо в роли злого врага. В олонхо имеется понятие "ётюгэн (ётюгэт) тёрдё". Это место, где обитают подземные чудовища (синоним ада), куда они уводят своих пленников из человеческого племени и мучают их.
Между тем, otukan (или utukan) у древних тюрков - название горной страны в нынешней Северной Монголии. Ясно, что понятия "алып"

_________________________
3 Слово "якут" происходит от самоназвания народа - "Саха". Тунгусы (эвенки) называли якутов "яко" и передали это произношение русским, с которыми они встретились раньше якутов. Русские, прибывшие в Якутию в тридцатых годах XVII в., вначале называли якутов "якольские люди". Постепенно фонетические замены привели к современному названию "якуты".
4 Кровная месть и межплеменные стычки были прекращены русскими, которые, как видно из судебных актов, с первых же лет своего прибытия в Якутию повели против них борьбу.
5 Василий Федоров - "Манчары" (ласкательное прозвище). Реальная историческая личность (жил около 1805- 1870 гг.). Из судебных актов видно, что он много раз ссылался и каждый раз бежал, непременно возвращаясь в родные места. Отдельные предания о Манчары в разное время печатались и на русском языке в различных изданиях (в советских и дореволюционных). О бунтаре Манчары и недовольстве якутов своим бедственным положением см. Г. П. Башарин, "История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX вв.), М., 1956, стр. 307-327.
6 Якутская история позднейшего времени не знала понятия "хан". По-видимому, и у древних якутов не было ханов, Слово "хан" могло в древности войти в олонхо как обозначение звания родовых вождей и боевых предводителей соседних тюркских племен, а потом сохранилось пережиточно как часть имени первопредка (Харах Хаан) или героя-воина (Хаан Дьаргыстай). В быту же оно, как инородное слово, было забыто.

1
Следующая страница
2